Значение звезд для древних славян

В стародавние времена звались они совсем иначе, чем теперь: Зоряница, Денница, Утренница, Светлусса, Краснопаня – это, конечно, Венера, каждому понятно. Вечерняя звезда, первой появлявшаяся на небе, какова бы она ни была, всегда Вечерница, Зверяница (ибо в ту пору ночные хищники выходят на охоту). Марс звался Смертонос, Меркурий – Добропан, Сатурн – Гладолед, Юпитер – Кроломоц…

Конечно, это были живые существа: все это множество зачаровывающих, мерцающих, таинственных звезд, и чаще всего древний славянин представлял их прекрасными девами, которые летают по небу, держа в руках свечечки или лучинки. Они танцуют, водят хороводы, играют в прятки: оттого меняются и узоры звезд на небе. Все они служительницы богов: Утренницы и Денницы служат Зимцерле, богине утренней зари, другие – богам ночи, тьмы.

С течением времени воображению пахаря небо стало представляться светлым теремом Божиим – со звездами вместо окон. Из этих окон смотрят на белый свет святые ангелы Господни. Нет счета-числа воинству небесному: сколько людей в мире – столько и ангелов. У каждой живой души – свой ангел-хранитель. Народится человек, и нового ангела посылает Бог стеречь его от греха напрасного-наносного, от ухищрений нечистой силы дьявольской. Прорубит ангел новое окошечко из Божьего терема, сядет у него да смотрит, глаз не спускаючи с доверенного его попечению сына земли. «Смотрит ангел, а сам каждое дело земное в книгу небесную записывает. А людям-то кажется, что это все звезды сверкают!» - гласит народное слово. Умер человек, захлопывается ставнями окно, падает и его звезда с выси небесной на грудь земную. Кто увидит такую звезду да успеет сказать свое пожелание – оно сбудется, не минется.

Звездное небо представляется глазам зоркого пахаря «грамоткой», написанной по синему бархату. «Не прочесть этой грамотки, - говорит он, - ни попам, ни дьякам, ни умным мужикам». А между тем, для последних-то, оказывается, эта грамотка является не совсем тайной – недаром они с поразительной для оторванного от природы горожанина точностью угадывают по расположению звезд время ночи. Ночное звездное небо – такие же безошибочно верные часы для деревенского путника, что и крикливый вестник полночи петух на дворе.

Не все звезды для русского хлебороба одинаковы. Знает он, что «звезда от звезды разнствует славе», а потому и различает если не все, то хотя некоторые жемчужины россыпи звездной. Так, знает он Вечерницу – первую вспыхивающую вечером звезду, назовет он и Денницу – позднее всех своих сестер погасающую на небе, только-только не встречающуюся с утреннею ранней зорькою. Большая Медведица слывет в народной астрономии за Сажар (или Стожар) звезду. По этому созвездию советуется охотникам выходить смело на всякого дикого зверя, кроме одного только медведя. Плеяды, по народному определению, - Утиное Гнездо, Пояс Ориона – Кичаги, Арктический Пояс – Железное Колесо, Млечный Путь – Становище. Три звезды, находящиеся подле Млечного Пути, зовутся Девичьими Зорями.

Падающие звезды, при виде которых старые богобоязненные люди причитают свое «Аминь, аминь! Рассыпься!», а молодые произносят заветные желания, - зовутся Маньяком.

О Девичьих Зорях дошло до наших дней старинное сказание. Жили-были, гласит оно. На белом свете три сестры. Жили они в родному дому без отца-матери: сами правили домом, сами пахали, сами хлеб продавали. Проторяли к сестрам дорожку сваты-свахи, да было им всем диво-дивное: придут к воротам – ворота сами раскроются; пойдут к избе – двери сами отойдут настежь; взойдут в избу – в избе нет ни живого, ни мертвого, как после мора. Постоят, постоят, так и пойдут ни с чем. Выйдут на улицу, посмотрят на окна, а у окон сидят три сестры вместе, прядут одну кудель…

Стали все за это считать сестер седьмами; и надумали бабы-свахи сжить девок со свету. Чего-чего только они не придумывали, лишь бы загубить их! Поджигали даже то городьбу них, то избу: и огонь не берет… По знахарям-ведунам хаживали: и те ума не приложат, что с тремя сестрами делать! Увидали-подглядели однажды ночью зоркие бабьи глаза, что летит поднебесьем Огненный Змей прямо к дому ненавистных им трех сестер; полетал-полетал, да и прочь полетел несолоно хлебавши; и Змей их не берет! Но вот – мало ли, много ли времени прошло: умерил сестры, все сразу.

Узнали об этом свахи-бабы. Пошли поглядеть на покойниц – пошли. А самих страх берет: послали наперед себя мужиков.

Пошли, осеняясь крестным знамением, мужики, подошли к городьбе – городьба расступилась на четыре стороны, подошли к избе – изба рассыпалась в мелкие щепки. Сказание заканчивается словами: «Тут то мужики догадались, что те три сестры были прокляты на-роду. Да и после смерти им худое житье: досталось век гореть зорями. Вот уж их немножко осталось: только тря пятнышка»…

По девичьей примете, звезды падают не только к ветру, как говорят старые люди, а и к девичьей судьбе: в какую сторону о Святках звезда упадет, когда на нее смотрит загадывающая девушка, - в той стороне и суженый ее живет.

Не мало говорят о звездах и сельские поговорки, каждая из которых мимо не молвится. «Не считай звезды, а гляди под ноги: ничего не найдешь, так хоть не упадешь!» - замечают рассеянному человеку-верхогляду, приговаривая: «Жить живи, да решетом звезд в воде не лови!», «Часты звезды, ярки звезды, да рассыпчаты: сладки речи, звонки речи, да обманчивы!» и т. д. Простонародные загадки говорят о звездах в таких словах: «Рассыпался горох – на тысячи дорог!», «Полно корыто огурцов намыто!», «Вся дорожка осыпана горошком!», «Поле (небо) не меряно, овцы (звезды) не считаны, пастух (месяц) рогатый!»

Клотильда Макманаманн из Гриффиндор.

Hosted by uCoz