Время. Часть I : "От Анаксимандра до Ньютона" .

Существует широко распространенное убеждение, что на заре человечества первоночально было освоено понятие пространства и только потом, по подобию пространства, люди постепенно приспособили для практических целей понятие времени.

Может быть, и так. Хотя сомнительно. Я представляю, как неандертальцы пробираются сквозь заросли первобытного леса или бредут по холмам... Уставшие люди то и дело посматривают на солнце - так они оценивают пройденный путь... А потом, добравшись в родную пещеру, рассказывают своим собратьям, как добирались. И опять вместо упоминания расстояния показывают на пальцах, сколько раз солнце появлялось на небе и исчезало. Так что неизвестно еще, какие понятия раньше освоили люди - время или пространство.

Наиболее ранние из дошедших до нас представлений о времени сохранились в мифах и легендах древних цивилизаций Земли. Среди них особое место занимает ведическая литература. Древнеиндийская философия считала, что время также, как и семь пространственных уровней многомерного мира, имеет энергетическую природу. "Время - это энергия всемогущего Бога Хари, которая управляет всеми перемещениями физических тел..." Но кроме времени, которое правит в материальном мире (Карья-Кала), ведическая культура признает существование вечного времени (Ананда-Кала) как инструмента верховного Бога Кришны.

Около 2600 лет назад дрнвнегреческий мудрец Анаксимандр учил, что первоосновой всякого бытия является "бесконечность". Он разделял Вселенную на две части, принципиально отличные друг от друга с точки зрения времени: составляющую более высокого ранга - вечную и неизменную - и конкретно-предметную часть Мира, постоянно меняющуюся во времени.

Платон (427—347 до н. э.) может считаться одним из родоначальников реляционных концепций времени, так как он вполне определенно заявил, что время не является особой субстанцией, оно — один из определителей материального мира. Платон утверждал, что время обусловлено движением небесных тел, более того — это просто одно и то же («если небес будет много, будет много и времени»). «Из-за того, что движение небесных светил циклично, время представляется также цикличным, бегущим по кругу». (Платон называл даже продолжительность цикла — 36 тысяч лет.) Конечно, идея Платона о том, что время есть функция определенных процессов материального мира, оригинальна и плодотворна, но абсолютизация ее — сведение времени к движению хотя бы и самих небес — вызвало возражения еще при его жизни. И возражал его любимый ученик — великий Аристотель(384—322до н.э.). Аристотель постулирует единое для всей Вселенной универсальное время. В отличие от движения, оно всегда равномерно: «...изменение может быть скорее и медленнее, время же не может... оно, таким образом, не есть движение». Правда, Аристотелю же принадлежит и великолепная мысль о том, что время не есть движение, но оно и не существует без «изменения». Кроме утверждения о едином и универсальном времени, Аристотель учит о вневременном бытии, в котором нет ни покоя, ни движения, ни возникновения, ни уничтожения и которое характерно для «вечных существ».

В раннем Средневековье одним из создателей собственно христианского учения о времени был епископ гиппонийский Августин Блаженный (Аврелий) (354—430). Он признавал, с одной стороны, текучесть времени, а с другой — полную неподвижность вечности. Причем вечность для Августина не является самодовлеющей сущностью, а есть один из атрибутов Бога, т. е. вечность находится вне времени. В частности, он утверждал, что настоящее не имеет продолжительности, а будущее и прошлое существуют в душе, а не в реальности. Августин много и плодотворно занимался динамической концепцией времени.

Практическая часть

Основной задачей практической части этого и следующего урока является получения навыка расчета звездного времени. Сегодня же мы научимся считать гринвичское среднее время(GMT). Сейчас 8 часов 6 минут, а живу я в 6 часовом поясе. Приступим.
Номер шага Операция Пример
1 Если дано летнее время, то вычитаем час 8ч. 6 мин.
2 Переводим время в дробное представление. Для этого складываем часы + минуты/60 + секунды/3600 8.1
3 Вычесть поправку на часовой пояс. 2.1
4 Если результат больше 24 вычесть 24, а если меньше 0, то прибавить 24. 2.1
5 Переходим обратно к часам, минутам и секундам. 2ч. 6 мин.

Домашнее задание.

1. К какому понятию по-вашему раньше пришли люди: пространство или время?
2. Ответьте на следующий вопрос так, как ответил бы на него Блаженный Августин, в соответствии с его концепцией времени. Что делал Бог до того, как он создал Землю?(В ответе важна не точность, а логика.)
3. Расчитать GMT в момент отправления домашней.


Сдать домашнее задание.



Hosted by uCoz