Анаксимандр Милетский (около 610 - после 547 до н. э.) был учеником и родственником Фалеса.
Как и его учитель, он занимался не только науками, но также делами общественными и
торговыми. Его книги "О природе" и "Сферы" не сохранились, и об их содержании мы знаем по
пересказам читавших.
Мир Анаксимандра необычен. Небесные светила учёный считал не отдельными телами, а окошками
в непрозрачных оболочках, скрывающих огонь. Земля, по его мысли, имела вид части колонны, на
поверхности которой, плоской или круглой, живут люди. Она парит в центре мира, ни на что не
опираясь. Окружают Землю исполинские трубчатые кольца-торы, наполненные огнём. В самом
близком кольце, где огня немного, имеются небольшие отверстия - планеты. Во втором кольце с
более сильным огнём находится одно большое отверстие - Луна. Оно может частично или
полностью перекрываться (так философ объяснял смену лунных фаз и затмения светила).
Гигантское отверстие размером с Землю есть и в третьем, дальнем, кольце. Сквозь него сияет
самый сильный огонь - Солнце. Возможно, Вселенную Анаксимандра замыкала полная сфера с
россыпью отверстий, через которые проглядывал огонь, окружавший её. Эти-то отверстия люди и
называли "неподвижными звёздами". Неподвижны они, естественно, только относительно друг
друга. Эта первая в истории астрономии геоцентрическая модель Вселенной с жёсткими орбитами
светил, охватывающими Землю, позволяла понять геометрию движений Солнца, Луны и звёзд.
Конечно, система мира Анаксимандра - это еще не математика и не научная астрономия, это еще
мифологема, но мифологема, положившая начало математической астрономии. И начало вполне
типическое для греческого мышления: совершенно неэмпирически, без всякого измерения, просто
как фигура или число создается образ, точный и одухотворенный. Курт Шиллинг пишет: "Круглый
шар бытия Парменида, вечное и священное строение мира Аристотеля, геометрически-гениально
сконструированное Евдоксом и Каллиппом, и, наконец, система мира Птолемея, просуществовавшая
до Коперника, является продолжением этой первой, еще архаической, но уже вполне
геометрически оформленной системы мира Анаксимандра".
Анаксимандр стремился не только геометрически точно описать мир, но и понять его
происхождение. Философ считал началом всего существующего апейрон - "беспредельное": "некая
природа бесконечного, из которой рождаются небосводы и находящиеся в них космосы".
Вселенная, по Анаксимандру, развивается сама по себе, без вмешательства олимпийских богов.
Возникновение Вселенной философ представлял себе примерно так: апейрон порождает враждующие
стихии - "горячее" и "холодное". Их материальное воплощение - огонь и вода. Противоборство
стихий в возникшем космическом вихре привело к появлению и разделению веществ. В центре
вихря оказалось "холодное" - Земля, окружённая водой и воздухом, а снаружи - огонь. Под
действием огня верхние слои воздушной оболочки превратились в твёрдую кору. Эту сферу
затвердевшего аэра (воздуха) стали распирать пары кипящего земного океана. Оболочка не
выдержала и раздулась, "оторвалась", как сказано в одном из источников. При этом она должна
была оттеснить основную массу огня за пределы нашего мира. Так возникла сфера неподвижных
звёзд, а самими звёздами стали поры во внешней оболочке.
Заключительный штрих этой грандиозной картины - появление живых существ. Когда океан
выкипел, обнажив сушу, они возникли "из нагретой воды с землёй" и "были рождены во влаге,
заключённые внутрь илистой скорлупы", т. е. естественное развитие, по Анаксимандру, включало
не только возникновение мира, но и самозарождение жизни.
Философ считал Вселенную подобной живому существу. В отличие от нестареющего времени она
рождалась, достигала зрелости, старела и должна была погибнуть, чтобы возродиться вновь:
"...совершается гибель миров, а намного раньше их рождение, причём испокон бесконечного веку
повторяется по кругу всё одно и то же". Итак, Анаксимандр оставил нам первую систему мира -
(модель Вселенной), первую космологическую картину мира (с чего всё началось) и первую
космогоническую гипотезу (как всё стало таким, как оно есть).
IceQ, Рейвенкло